Инклюзивное образование

  Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

В Московском социально-экономическом институте созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Доступная среда достаточная для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса. Ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства. Эту работу проводит:

· приемная комиссия ( секретарь приемной комиссии Плужник О.В (8(495) 372-20-79);

· управление учебно-методической и научной работы (начальник управление Сурнина Т.В. тел. 8(495) 372-60 - 42);

Перечень структурных подразделений (должностных лиц и исполняющих функции по организации работы по созданию специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ) 

Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

В случае обращения абитуриента-инвалида в институт возможна организация довузовской подготовки с использованием дистанционных образовательных технологий.

В институте проводится профориентационная работа. Основными формами профориентационной работы являются дни открытых дверей, знакомство с институтом абитуриентов-инвалидов через официальный сайт в разделе «Абитуриентам», консультации для инвалидов и их родителей по вопросам приема и обучения, в том числе по технологии удаленного доступа (электронная форма).

При поступлении в МСЭИ абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов единого государственного экзамена, могут сдавать вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых институтом самостоятельно, институт создает специальные условия, включающие возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

На сайте института в разделе «Абитуриентам» размещена информация об условиях поступления в вуз для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

В Московском социально-экономическом институте исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

· возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей);

· приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов;

· определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

      Положение об адаптированной образовательной программе>>>

      Адаптированные ОПОП ВО в МСЭИ не реализуются в связи с отсутствием лиц с ОВЗ, желающих обучаться по АОП

        Организация учебного процесса

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств, для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости студенту-инвалиду может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения.

Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий: в институте (в академической группе и индивидуально) и на дому с использованием дистанционных (электронных) образовательных технологий. Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

Учебная и производственная (в том числе, преддипломная) практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

При определении места практики институт учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

 

Комплексное сопровождение образовательного процесса и условия

для здоровьесбережения.

Комплексное сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. В Московском социально-экономическом институте осуществляется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное, психологическое и социальное сопровождение образовательного процесса.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель − студент-инвалид. Все эти вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп, заместителями деканов по воспитательной и учебной работе.

Учебно-методическое сопровождение. Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличии от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. В институте проводится подбор и разработка учебных электронных изданий в форме, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Психологическое сопровождение. Консультация студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья; Организация семинаров и бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости.

Организация тренингов со студентами-инвалидами по следующим направлениям:

· эффективная межличностная коммуникабельность студентов;

· обучение навыкам самоконтроля;

· развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды;

· обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях;

· формирование лидерского потенциала;

· повышение самооценки личности студентов-инвалидов;

· групповая психотерапия студентов-инвалидов.

 

        Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. В институте функционирует медицинский пункт. Заключен договор на медицинское обслуживание с многопрофильным медицинским центром «ФармМед».

· Медицинскими работниками центра «ФармМед» и медпункта проводятся мероприятия социального и медицинского характера для студентов-инвалидов в соответствии с утвержденной программой реабилитации.

·

        Социальное сопровождение. Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству студентов-инвалидов и выпускников института, повышение их социальной адаптации на рынке труда.

В институте ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества.

Одним из социально значимых направлений волонтерского движения является помощь в социализации и адаптации студентов- инвалидов. Работу волонтеров можно рассматривать как форму социального сопровождения инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях толерантной социокультурной среды.

 

 Нормативная документация, регламентирующая условия обучения инвалидов

                                     и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Паспорт доступности здания (Ташкентская ул., д. 26, корп. 2)

Паспорт доступности здания (Каширское ш., д. 12, стр. 1)

Дорожная карта

Положение об адаптированной образовательной программе 

 

 

Наверх